История канала

1931 год

16 июня. Пленум ЦК ВКП (б) принял решение о строительстве канала Москва-Волга.

1932 год

27 февраля постановлением Совета Труда и Обороны при СНК СССР строительство канала было включено в число «ударных объектов».

Май Закончены геологические изыскания, на основании которых выдвинуто три варианта строительства: Старицкий, Шошинский, Дмитровский.

28 мая Начальником строительства был назначен бывший начальник ГУЛАГ ОГПУ Л. И. Коган.

1 июня Совнарком СССР утвердил Дмитровский вариант. Москва должна стать портом пяти морей. Строительство передано от Наркомвода ОПТУ.

14 сентября. Для строительства канала Волга – Москва организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ (приказ ОГПУ №889 от 14 сентября 1932 г) с расположением в городе Дмитрове.

1933 год

25 августа. Последний слет ударников Белморстроя в Дмитрове. Присутствует делегация деятелей искусств во главе с М. Горьким.

21 сентября Из города Кимры на моторной лодке прибыли в деревню Иваньково первые организаторы и основатели Волжского узла. Их было семеро. Во главе  этой группы  был К.К. Крипайтис, почетный чекист, один их лучших строителей Беломорстроя. С ним приехали инженеры Лисицын и Беккаревич, специалист по техснабжению Гольдельман, бухгалтер Богданов и другие.

23 сентября начальником Дмитлага (приказ ОГПУ № 0107) был назначен С. Г. Фирин-Пупко.

25 сентября немного выше деревни Иваньково причаливают две баржи. По трапам сходят человек триста в коричневых бушлатах и несколько человек в шинелях с красными петлицами. Это пришел  первый этап каналоармейцев. Они построили для себя среди болотистого леса первые две палатки и основал лагерь – теперешний второй участок Волжского района.

3 декабря Главным инженером МВС назначен С.Я. Жук.

3 декабря. В одной из двух палаток нового лагеря – совещание. Вызвали техников, десятников, прорабов. В набитой людьми палатке душно и мутно от махорочного дыма. За грубым столом сидит президиум: Крипайтис, Авдулин, Миротин, старший прораб Марков, бригадир Дробов, десятник Книжников. Поблескивает очками худой, затянутый в кожанку, Лисицын. Говорит Крипайтис – начальник 1-го Волжского отделения. Скупой на слова он, как бы с трудом разжимая челюсти, энергично взмахивая рукой, излагает программу работ.

Шлюз, плотина, дамба, аванпорт, ГЭС. Доклад чрезвычайно важен. Никто нечего не знал о предстоящей работе: проявлялись случайными разговорами и догадками. Доклад пестрел цифрами объемов земляных и бетонных работ. Многим из присутствовавших казались странными и загадочными очертание будущих сооружений. Канал был немыслимой сказкой!  - Мы стоим в голове канала, — говорил Крипайтис, - от нас возьмет начало величайшее сооружения  нашей эпохи. От нас пойдет к Москве волжская вода, и берега ее обратятся в цветущий сад. Пойдут корабли. Людям трудно было поверить в эту чудесную страну водоемов, дамб и плотин. Трудно было стать выше сегодняшней заботы о теплом угле, о рыбе, о пайке хлеба…. Мало кто верил в канал.  Каналоармеец – техник Павел Кланг.

1934 год

17 января. Организуется Северный район строительства в составе 1-го и 3–го отделения (левый берег Волги, правый берег Волги, Карманово, Запрудня) с центральным аппаратом в деревне Иваньково.

31 января. На левобережный участок прибывают лучшие трудколлективы района «Перекоп» и «За нову людину». Председатель трудколлектива «перекоп» Лучин.

1 февраля Штаб северного района переносится из Иваньково на левый берег в село Подберезье.

3 февраля. Под пение «Интернационала» начались работы на перемычке. Заместитель начальника района Прохорский поздравил каналоармейцев с началом работ и сам вывез первую тачку земли. И там, где он высыпал из этой тачки первую землю, должна быть возвыситься над Волгой могучая гордая перемычка.

Для постройки перемычки необходимо вынуть 150 тысяч кубометров и насыпать насыпь 85 тысяч кубометров. Перемычка должна быть закончена к 1–му апреля.

5 февраля Начальником работ левобережного участка назначен, герой Белморстроя старый инженер  Ал. Григ. Ананьев. Строитель Выгостроевской плотины на Белморстрое он теперь будет строить Волжскую  плотину № 21 под Москвой.

8 февраля. На левобережный участок прибывает коллектив «Красный ударник». Председатель трудколлектива А.А Лазареев.

21 февраля Каналоармеец национал Созерыко Икаев   дает 315 процентов нормы, из отряда Лазареева.

5 марта. Из Центрального района направляется отряд из  лучших каналоармейцев в составе 1200 человек на строительство Волжской перемычке.

17 марта. Создание Северного городка левобережного участка. Начаты работы на дамбе № 210 – расчистка снега, лесоповал, раскорчевка. 

22 марта Сводный отряд из Центрального района закончил работы на перемычке и направляется на свои участки.

30 марта по 1 апреля Борьба на перемычке.

Старинная народная песня, записанная в деревне Иванькове:

Во ненастье, в непогодушку

По нахмурилась, насупилась

Осерчала Волга – матушка,

Потемнела в буйной ярости,

с ревом камни бьет прибрежные…

Кто посмеет силой смириться

С ней, царицей непокорною?!

1 апреля. Железнодорожная ветка Вербилки – Иваньково закончена. В 18 часов 45 минут к 2-му участку подошел первый поезд с грузами для Волжского района.

2 апреля. За ударную работу по созданию перемычки Волжский узел награждается переходящим знаменем и духовым оркестром.

17 апреля. В деревни Иваньково разобрана первая изба. Развертываются работы по переносу деревни на четыре километров в сторону от строительства. 

5 мая. На котловане Волжской плотины начал работу первый экскаватор «Ковровец» на гусеничном ходу.

15 мая. Образован отдельный Волжский район в составе теперешнего Волжского узла, и района Техника. Полностью закончено переселение деревни Иваньково на новое место. На территории шлюза № 1 начаты экскаваторные работы.

17 мая.   Начато строительство Иваньковской гидростанции.

19 мая 1934 года. Строящийся канал посещает нарком  внутренних дел СССР Ягода Г.

1 июня.  Открылся 1–ый Вселагерный слет ударников – тридцатипятников. М. Горький прислал приветствие слету.

4 нюня. Строительство посетили И. Сталин, Л. Каганович, К. Ворошилов, В. Куйбышев, Г. Ягода и А Жданов. Они осмотрели работы на шлюзах №№ 7 и 8, Химкинской плотине и на Глубокой выемке в Хлебниковском районе.

Приказ № 167 от 11 июля 1934 года по строительству Москва – Волга и Дмитлагу НКВД 

«О награждении Красным Знаменем строительства Волжского района».

8 августа 1934 года приезд на канал председателя ЦИК СССР и члена Политбюро ВКП (б) М. И. Калинина.

10 августа 1934 г. на строительстве побывали секретарь ЦК ВКП (б) Каганович, нарком Ягода, зам. наркома внутренних дел СССР Агранов, секретарь ВЛКСМ Косарев, секретарь МК ВКП (б) Хрущев и председатель Мособлиснолкома Филатов. Гостей сопровождали начальник МВС Коган, начальник Дмнтлага Фирин, главный инженер МВС  Жук и его заместитель Мачтет. Они осмотрели работы в Хлебниковском, Центральном, Северном и Волжском районах. Вечером в клубе  г. Дмитрова перед руководящим составом МВС и лагеря выступили Каганович, Ягода и Коган.

16 августа. Бригада Гейгерта из отряда Тасарской положила в котлован Волжской  плотины первый куб бетона.

7 ноября. Между Дмитровом и Яхромой открыт первый километр канала.

7 ноября сдан Истринский узел  гидротехнических сооружений.

11 ноября 1934 года стройку посетили  председатель  ЦИК СССР и член Политбюро ВКП (б) М.И. Каланин, Ягода. Они посетили Перервинский участок южного района и Глубокую выемку.

1935 год

2 января. Начато строительство огромного бетонного комбината.

29 марта  Перервинский участок Южного района  трассы посетили писатель А.М. Горький, Г. Ягода, начальник «Дальстроя» Берзин и руководители Союза Советских писателей Т.Т. Щербаков и В.С. Иванов.

Первым на канале сдан шлюз № 10.

1 мая Бетонный комбинат сдан. Этот комбинат был первым  в Советском Союзе по своей производительной мощности.

5 июля. Центральный штаб постановляет:

Переходящее красное знамя МВС и Дмитлага НКВД и 5000 рублей присудить Волжскому району.

8 июня. Отряд бетонщиков Галины Тасарской (Волжский район) дал рекордную выработку, уложив за сутки 2032  кубометра бетона установив всесоюзный рекорд.

7 августа 1935 года приказом МВС № 245 станция «Карманово» и Волжская плотина» Волжской железной дороги были переименованы в станции «Техника» и «Большая Волга».

9 августа  Строительство Волжского узла посещает народный комиссар НКВД СССР Г. Ягода. 

28 августа приказом НКВД № 792 главному инженеру строительства канала Москва – Волга С.Я. Жуку присвоено воинское звание «дивизионный инженер».

2 сентября 1935 г.  Перервинский и Хлебниковский участки канала посетили секретарь ЦК ВКП (б) и председатель КПК Н. И. Ежов и заместитель наркома внутренних дел СССР Г Е. Прокофьев.

8 сентября. Опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) о строительстве канала Москва-Волга. Оно обязывает МВС сдать канал в эксплуатацию к навигации 1937 года.

20 сентября. Сдан последний прогон вторых путей Савеловской железной дороги от Влахернской (ныне Турист) до Икши. Двухколейное движение открыто на всех участках дороги.

26 сентября канал посетил секретарь ЦК ВКП (б) Л. Каганович, секретарь МКВКП (б) Н.С. Хрущев, председатель Моссовета Н. А. Булганин, зам. наркома внутренних дел Агранов и начальник ГУЛАГа  Берман.

4 октября  1935 года на трассу приехали председатель СНК СССР В. М. Молотов, его заместители Я. Э. Рудзутак, В. И. Межлаук и Н. К. Антипов, Ягода и начальник ГУЛАГа Берман. Они осмотрели плотины и шлюзы на Перерве и в Карамышево, 8-й шлюз на Волоколамском шоссе, мост у станции Химки и Глубокую выемку.

15 октября. В шлюз № 3 уложен последний кубометр бетона.

17 октября  Перервинский шлюз № 10 сдан в эксплуатацию. Первое шлюзование началось в 16 часов 20 минут. Механизмы и электроуправление работает отлично.

22 октября 1935 года состоялся аналогичный визит секретаря ЦК ВКП (б) Андреева, секретаря ЦК ВЛКСМ Косарева, заместителя наркома обороны Гамарника, Шкирятова и Поскребышев.

31октября. Волжская бетонная плотина №21 сдана строителями приемочной комиссии управления Москваволгостроя НКВД СССР и принята комиссией с отметкой «хорошо».

7 ноября. К XVIII годовщине Октября сдано 76 сооружений.

1 декабря в два часа дня уложен первый кубометр бетона в шлюз № 1.

1936 год

1-го апреля закончены бетонные работы на аварийных воротах у Волжского аванпорта. Построен железнодорожный мост через реку Сестру.

1-го июня закончены бетонные работы на плотине через реку Волгу у деревни Иваньково и построены подводящей и отводящий канал. Объем земляных работ 3095 тысяч кубометров, бетона уложено 250 тысяч кубометров. 

14 июня  в 19 часов 45 минут Перервинский шлюз посетили И. Сталин, Л. Каганович. С. Орджоникидзе. Г. Ягода.

23 июня. Взорвана перемычка, отгораживающая Волгу от плотины. На перепуске реки присутствовали нарком Г. Ягода, секретарь МК ВКП (6) Н. Хрущев, председатель Мособлисполкома Филатов.

16 июля. Взорвана перемычка, и река Сестра пошла по новому руслу.

 Закончилось строительство Волоколамского тоннеля.

10 августа во главе  строительства становится чекист-большевик Комиссар Государственной Безопасности Матвей Давыдович Берман.

20 сентября. В Дмитрове состоялось общестроительное совещание стахановцев.

К 19 годовщине Великой Октябрьской революции в Волжском районе:

Закончены бетонные работы на шлюзе № 1. На Волжском гидротехническом узле закончены земляные работы по насыпи дамбы, длиной 8,3 километров (объем земляных работ 1923 тысяч кубометров и бетонные работы работы на Волжской Гидроэлектростанции мощностью 30 тысяч киловатт ( объем земляных работ 750 тысяч кубометров, бетона уложено 96800 кубометров).

10 октября. Объявлен день мобилизации всех сил.

20 октября. Объявлена перекличка рекордами. Каменщик Кучеров уложил за смену 40578 кирпичей. Через его руки в этот день прошло восемь вагонов кирпича. Штукатур Секуренко оштукатурил 81 квадратный метр. Только в Центральном районе за сутки 3310 человек выполнили норму на 200%

8 декабря состоялся Вселагерный слет каналоармейцев Дмитлага.

1937 год

23 марта. Опущены щиты Волжской плотины. Река остановлена на три минуты.

27 марта. Волжская вода вошла в канал.

6 апреля. Уровень воды в Московском море достиг проектной отметки.

17 апреля. Вода заполнила все 128 километров канала.

22 апреля. И. Сталин, К. Ворошилов, В. Молотов, Н. Ежов посетили Икшинский узел, шлюзы №№ 3 и 4, насосную станцию.

24. апреля.  В аванпорт канала вошли первые пароходы «Иосиф Сталин», «Вячеслав Молотов», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин».

28 апреля. Были арестованы начальник Дмитлага С. Г Фирин и начальник 3 отдела лагеря С В. Пузицкий. Начало массовых арестов руководителей строительства высшего и среднего звена, которые продолжались все лето.

30 апреля. Теплоход «Михаил Калинин» в сопровождении флотилии небольших судов и катеров вышел в первый рейс по каналу. Флотилия прибыла в г. Дмитров.

2 мая. Флотилия кораблей, прошедших по каналу от Московского моря, пришвартовалась у причалов Химкинского речного вокзала.

4 июля  Опубликовано постановление СН СССР и ЦК ВКП(6) о канале Москва-Волга.

14 июля ЦИК СССР наградил 404 инженеров, техников и рабочих орденами и почетными грамотами  наиболее отличившихся строителей канала и работников заводов-поставщиков. 55 тысяч заключенных освобождены досрочно за ударную работу на строительстве..

15 июля. Канал Москва-Волга открыт для пассажирского и грузового движения.. В Зеленом театре ЦПКО им. Горького по этому случаю состоялся 20-тысячный митинг, а вечером в Большом театре — торжественное заседание с участием Сталина, Молотова, Жданова, Хрущева, Булганина, Ежова, Фриновского, Реденса, Бермана и Жука. Берман доложил собравшимся, что "ошибка природы, лишившая Москву крупных источников воды, исправлена в 4 года и 8 месяцев"

10 ноября. Завершена первая навигация.