Факты о канале
Канал является звеном единой глубоководной системы Европейской части России, связывающей Москву с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями. По каналу из Волги подается около 60% воды, потребляемой Москвой.
Длина канала — 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м.
Канал имени Москвы соединяет реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве.
Был открыт 15 июля 1937 как Канал Москва -- Волга. Строительство канала Москва-Волга началось в сентябре 1932 года и длилось 4 года и 8 месяцев. При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитлаг, просуществовавший более пяти лет).
Судоходство по каналу Москва — Волга (так канал назывался до 1947 года) было открыто 15 июля 1937 года (канал строился 4 года 8 месяцев).
Канал имеет два склона — южный, обращенный к р. Москва, и северный, обращенный к Волге, между которыми расположен водораздельный бьеф между Замоскворецким и Волжским бассейнами.
На южном склоне (4 км) расположены два шлюза (NN 7 и 8), опускающие суда на 36 м до уровня р. Москва.
На водораздельном бьефе (50 км) от шлюза N 7 (Щукино) до шлюза N 6 (пос. Икша) образованы 5 водохранилищ: Химкинское, Клязьминское, Учинское, Пестовское и Икшинское.
Высота водораздельного бьефа над уровнем моря 162 м.
На северном склоне (74 км) расположены пять шлюзов (NN 6, 5, 4, 3, 2), в которых суда опускаются на 38 м до уровня Иваньковского водохранилища на Волге.
Вода из Волги на водораздельный бьеф перекачивается насосными станциями, расположенными при всех пяти шлюзах северного склона.
Из Пестовского и Учинского водохранилищ вода забирается в московский водопровод. Ширина канала по верху — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м. Профиль трапециевидный.
Для удобства судовождения отсчет километров по каналу ведется от Москвы, а направление течения на канале условно установлено от Иваньковского водохранилища к Москве.
Канал принимает суда грузоподъемностью до 5000 тонн.
Сроки работы — с 20 апреля до 1 ноября.
Канал — сложное гидротехническое сооружение.
Всего на канале сооружено 240 объектов: 11 шлюзов, 5 насосных станций, 3 грузовых и 2 пассажирских порта, 8 заградительных ворот, 2 туннеля и др. В эстетическом отношении канал представляет исключительное явление. Его архитектурные ансамбли гармонируют с окружающим ландшафтом и гармонично вписались в подмосковную природу. В 1997 году исполнилось 60 лет бесперебойной работы канала.
Для сравнения. Суэцкий канал: длина -- 161 км, глубина -- 13 м, ширина -- 120-150 м, без шлюзов, строился 14 лет, открыт в 1869 году. Панамский канал: длина -- 81,6 км, глубина -- 12,5 м, ширина -- 150 м, три пары шлюзов, строился 35 лет, открыт в 1914 году (официально -- в 1920).
Канал имени Москвы является сооружением, комплексно решающим несколько крупных водохозяйственных задач: водоснабжение столицы, обеспечение воднотранспортной связи с р. Волгой, улучшение санитарного состояния рек в пределах города, выработка электроэнергии на попутных и оставшихся расходах воды, а также создание зон отдыха.
Трудно переоценить значение канала имени Москвы в жизни столицы. Канал не только открыл большое судоходство в Москву, но и обеспечил город водой. Сегодня его насосные станции подают Московскому водопроводу половину всей потребляемой населением и промышленными предприятиями воды. Волжские воды сделали р. Москву полноводной. Берега канала и его водохранилища стали основной зоной отдыха.