29 июля в Музее Дубны открываются две выставки, посвященные славным страницам в истории нашего Отечества: «Гангутская виктория» и «Дубенская верфь Петра Великого».

13.07.2022

29 июля в Музее Дубны открываются две выставки, посвященные славным страницам в истории нашего Отечества: «Гангутская виктория» и «Дубенская верфь Петра Великого». Они приурочены к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I.
«Гангутская виктория»
Гангутское сражение называют «Морской Полтавой». Происходило оно на территории противника и было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой.
7 августа (27 июля по старому стилю) 1714 года русский гребной флот разбил отряд из 10 линейных парусных кораблей шведов. Тем самым Россия укрепила свое положение на Балтике и были заложены основы морских традиций в Русском военно-морском флоте.
Победа при мысе Гангут в период Северной войны 1700-1721 годов стала первой морской победой молодого русского флота под командованием Петра I и генерал-адмирала Федора Апраксина.
Празднование Гангутской виктории царь Петр решил провести в Санкт-Петербурге. Первый русский флотский праздник состоялся в сентябре 1714 года. Триумфальный ввод в город кораблей русского флота сопровождался богослужениями, фейерверками, торжественными шествиями и пушечными салютами.
Именно в царствование Петра I в России стали отмечать воинские праздники («викториальные дни»).
«Дубенская верфь Петра Великого»
Северная война потребовала создания не только военного флота, но и транспортных судов, обеспечивавших бесперебойное снабжение армии. Строительство кораблей в первое десятилетие XVIII века осуществлялось на верфях, расположенных в двадцати городах и районах России. Большинство этих центров судостроения создавалось «с нуля», при активном привлечении иностранных, в первую очередь голландских кораблестроителей, у которых стремительными темпами обучались русские мастера.
Одним из важных центров строительства русского флота для Балтики становится в 1711 году Дубенский край – территория современного наукограда Дубна. Здесь, в окрестностях Дубенской пристани, создаются верфи, на которых строились парусные военно-транспортные суда голландского типа, тьялки, называвшиеся тогда в России «тялками».