«Всю жизнь играю в куклы»

10.08.2018

«История куклы как игрушки или вида искусства уходит своими корнями в глубокую древность, а формироваться продолжает и сегодня. Изучению куклы посвящена жизнь не одного исследователя – историка, искусствоведа, социолога. И я счастлива, что моя жизнь тоже связана с куклами – с этим взросло-детским и серьёзно-весёлым занятием!» — рассказывает Марина Политова, автор проекта «Путешествие в мир кукол», представленного в Музее археологии и краеведения г. Дубны.

 

«Всю жизнь я играю в куклы» (С.В. Образцов). Уже много лет я традиционно начинаю или заканчиваю свои выступления с этой знаменитой фразы великого Мастера. Конечно, моя жизнь с куклами не так долга, как его, и уж тем более не так значима. Но эта фраза настолько точно отражает моё ощущение жизни, что я позволяю себе столь часто произносить её.

Моя жизнь с куклами началась, как у всех, – с первой любимой куклы, звали её Вовка: без глаза, с нарисованной бровью, редкими рыжими волосами… Затем был Сашка, потом Анька – и всё! Больше самых любимых кукол не было. Тех, которые из детства, родные, на которых смотришь – и, действительно, сжимается сердце. Не было их не потому, что не покупали, а потому что не хотелось других. Именно с них началась та самая Любовь, которая сегодня позволяет мне считать себя коллекционером кукол.

Официально настоящая коллекция началась 11 декабря 1999 года, когда мама на день рождения подарила мне куклу с красивым именем Ванесса. В роскошном платье, с утончённым фарфоровым лицом – именно она вовлекла в интересную гонку за Кукольной Красотой. Дальше у всех родственников и друзей никогда не возникал вопрос, что мне подарить. Ответ был очевиден – куклу. Так стремительно росла коллекция просто красивых кукол.

Новая эпоха началась с познания истории искусства, моей будущей профессии. Я узнала другой мир кукол – авторских. Это действительно целый мир! Со своими жителями, правилами, стремлениями. Начался ещё более интересный поиск новых типажей, образов, материалов. Этот период был насыщен и новыми знакомствами с художниками, а также первым серьёзным погружением в изучение истории кукол – очень хотелось понять их современную жизнь, поэтому я решила начать с истоков.

Изучение древней истории кукол открыло для меня существование антикварных кукол, которые до этого времени не привлекали моё внимание. Должна признаться, что этот поиск стал самым увлекательным. Авторская кукла стала казаться абсолютно доступной – большой выбор, наличие любимых авторов. Но попробуй найти антикварную куклу именно той фирмы, о которой ты мечтаешь! Бесконечные блошиные рынки, просторы Интернета, аукционы, переписки с коллекционерами и продавцами кукол – всё это стало буквально работой, на которую отводилось ежедневно много времени. Сегодня коллекция антикварных кукол является жемчужиной собрания. Основная её задача – проследить историю развития кукол в период XVIII– начала XXвеков, типологию кукол, различие материалов, как сверхзадача – собрать кукол всех фирм, когда-либо их производивших. Растёт и мир аксессуаров антикварной куклы – одежда, мебель, посуда.

Главная цель коллекции – помимо удовольствия владеть таким количеством произведений искусства и эстетического созерцания – это воссоздание исторической хронологии развития кукольного производства. В соответствии с этими задачами коллекция состоит из следующих своеобразных разделов, поделённых исключительно временными рамками, в которых существуют свои подразделы:

Театральная кукла– достаточно редкий экспонат в смешанных кукольных коллекциях, т.к. приобрести подобных кукол очень сложно и наиболее интересные экспонаты находятся в музеях театральных кукол или же в личных коллекциях деятелей кукольных театров. Но, тем не менее, для истории развития куклы данный вид имеет лидирующее значение, т.к. считает самым древним.

Традиционная народная кукла и кукла-оберег– они широко известны как хранители традиций прошлого, особенно крестьянской культуры и быта. Подобных кукол умела создавать любая женщина и девочка в деревне. Кукла служила и игрушкой, и оберегом, и помощницей в хозяйстве. Сегодня данное направление имеет яркое возрождение исконных традиций того или иного народа.

Схожи с традиционной этнографические куклы– это куклы, представляющие определённые народности. Как правило, историческую информацию подобные куклы содержат в своём детализированном костюме. Мир таких кукол необычайно символичен, узнавание истории их создания требует огромного багажа знаний истории, традиций, культуры.

Феномен советской куклыодин из наиболее интересных в коллекционировании и изучении – с виду одинаковые игрушки, которые создавались огромными тиражами и были в каждом доме, сегодня видятся как наиболее адаптированные для детской игры, психологии ребёнка, а также являются яркой частью каждой коллекции кукол, ведь они связывают с воспоминаниями о детстве.

Основой коллекции является собрание антикварных кукол, датируемых от середины XIX века до первой четверти ХХ столетия. Большая часть кукол имеет фарфоровые лица, но также присутствуют и экспонаты с лицами из композитного материала, воска, папье-маше и текстиля. Кукол указанного периода создавали профессиональные мастера – как правило, небольшими тиражами или в единичном экземпляре. Для антикварной куклы создавался целый мир предметов и аксессуаров, особо популярны были кукольная мебель, посуда и кукольные дома.

Интересной и разнообразной является современная авторская кукла, которой также отведено одно из ведущих мест в коллекции. Профессиональные художники, а также те, кто по воле случая ступил на поприще создания кукол – вот те люди, которые сегодня представляют современному обществу передовые тенденции в кукольном деле. Галереи образов, социальных типов, технологических видов – всё это многогранно воплощается в авторской кукле. Данному виду кукол не присуще однообразие, они всегда способны удивить чем-то новым, но, главное, таким знакомым – тем, что каждый из нас мог когда-то видеть в своей жизни.

Сегодня коллекция насчитывает около 800 кукол, а кроме них различные кукольные аксессуары, коллекцию кукольной посуды и одежды. Несколько лет назад я осознала, что куклам стало невероятно тесно находиться в четырёх стенах, они должны видеть мир, встречаться с людьми, получать свою порцию заслуженного восхищения и обожания. Первым шагом стала организация выставки, затем создание образовательного проекта, в рамках которого я знакомила слушателей с историей кукол. Вместе мы побывали во многих городах России, встретились с огромным количеством интересных людей и единомышленников. Итогом данной работы стало создание образовательно-выставочного проекта «Путешествие в мир кукол», с которым встретитесь и вы!

Марина Политова

Об авторе: Марина Политова – искусствовед (окончила факультет искусств МГУ имени М.В. Ломоносова), до начала работы собственного выставочного проекта – директор по музейной деятельности и научной работе музея «Новый Иерусалим». Член Национального союза экспертов, в прошлом — советник Российской академии естествознания. Ведет активную музейную практику, сотрудничает с музеями Москвы и Московской области. Преподает в МГУ имени М.В. Ломоносова курсы по экспертизе фарфора, музееведению и арт-менеджменту. Является автором многочисленных публикаций в области декоративно-прикладного искусства. Коллекционер кукол, ведет активную научную работу в области изучения развития кукольного дела от древнейших времен до современности. Является учредителем и главным редактором журнала «Королевство кукол», а также автором выставочного и образовательного проекта для детей и взрослых «Путешествие в мир кукол» и монографии «Пишу о куклах».